г. Одесса
ул. Еврейская, 7
тел. факс (048) 7250-998
е-mail: klinkerod@mail.ru

Кирпич для мощения из Германии из клинкера

     

          Керамический  кирпич для мощения дорог использовался в Индии ещё в III тысячелетии до н.э.  В Европе дорожный кирпич впервые начали производить в 19 веке в Голландии. С тех пор высокопрочный клинкерный кирпич повсеместно заменил дорогостоящий и сложный в обработке природный камень. 

   В сложных климатических условиях Украины дорожный кирпич из клинкера является одним из лучших декоративных материалов для садово-паркового строительства и благоустройства территорий. Его преимущества заключаются не только в отличных физико-механических и эксплуатационных свойствах, но и в более гармоничном сочетании с природным ландшафтом.

 Этот долговечный, нескользкий, морозостойкий и экологически чистый кирпич без химических добавок, примесей и красителей традиционно используется для обустройства дорожек, площадок и террас, а также для мощения дорог и тротуаров.

   Крупнейшим европейским производителем дорожного кирпича из клинкера является немецкая компания "ABC-Klinkergruppe".
   Дорожный кирпич производства «ABC-Klinkergruppe» не образует «высолов» и всегда выглядит чистым, а по прочности в 4-5 раз превосходит тротуарную плитку из бетона. Все поверхности клинкерного кирпича, за исключением технологической, могут использоваться в качестве лицевых. Поэтому этот кирпич можно неоднократно перекладывать, изменяя стиль и конфигурацию мощения. 
   «ABC-Klinkergruppe» выпускает более 50 наименований   различных форматов дорожного кирпича из клинкера  в широкой цветовой гамме на основе красного, коричневого, жёлтого и синего цвета. 
   Цветовая палитра кирпича имеет натуральное происхождение, поскольку определяется только минеральным составом глины и процессом обжига. 
  Ассортимент дорожного кирпича включает большой набор дополнительных элементов мощения: бордюры, водостоки, треугольные, скошенные и закруглённые кирпичи, разделённые пополам, в форме шапки и др.
    Для обустройства парковок, въездов в гаражи, участков примыкания газонов к дорожному покрытию выпускается специальные форматы: для прорастания травы, дренажные и окантовочные. 
   
    Форматы дорожного кирпича  
Размер, мм
Толщина, мм
Расход, шт/м.кв
200х100
40;45;52;62;71
48
240х118
52;62;71
33
200х150
45;52; 62
31
200х200
52;62
24
300х150
62
21
200х78
52
59
240х78
52
49
60х60
52
240

  
     Наличие специальных и дополнительных форматов открывает широкие возможности для решения любых архитектурных задач.  

 Сочетание прямоугольных типоразмеров кирпича с дополнительными элементами и специальными форматами мощения позволило воссоздать атмосферу швейцарского подворья 19 столетия в Центре культуры вина Шабо под Одессой.

 
    Высокие прочностные характеристики дорожного кирпича  из клинкера открыли широкие возможности для создания единого ансамбля строении и прилегающей территории в индивидуальном строительстве.
 

 С незапамятных времён архитекторы продуманно изменяли рельеф местности с помощью подпорных стенок, ступеней, террас, дорожек, площадок и т.д. Ступени, дорожки и площадки из клинкерного кирпича  визуально увеличат небольшой участок до значительных размеров. А террасы и бордюры из клинкера превратят в достоинства такие кажущиеся недоработки природы, как склоны, впадины  и неровности. 

 
   Большое внимание «ABC-Klinkergruppe» уделяет разработке и реализации крупных проектов, определяющих использование кирпича из клинкера вместо бетона и асфальта в градостроительстве.
   Это площади, набережные, пешеходные зоны, аллеи и тротуары в Гронинген, Голландия (100000 м.кв.), Бланкенберге, Бельгия (18000 м.кв.), Грутегасте, Голландия (16000 м.кв.), Хойнице, Польша (13000 м.кв.), Эмсдеттене, Германия (12000 м.кв.), Абу-Даби, Арабские Эмираты и многие другие. 
 

   Несомненное украшение исторического центра Софии стала площадь у Центральных (Царских) минеральных бань. Колотая брусчатка красного, жёлтого и синего цвета из клинкера определила своеобразие этой пешеходной зоны и её включение в туристические маршруты столицы Болгарии.

 
   Дорожный кирпич производства «ABC-Klinkergruppe" не образует «высолов» и всегда выглядит чистым, а по прочности (марка М 1600 - М 1800) в 4-5 раз превосходит тротуарную плитку из бетона.  

   Схемы перевязки кирпича при мощении весьма разнообразны. Наиболее простыми являются прямоугольные одноцветные схемы перевязки: ложковая, блочная, ёлочная, а также их комбинации.

   Более сложные и многоцветные фигуры мощения (чешуйчатое, веерное, в виде концентрических окружностей и т.д.) обычно выполняются с использованием специальных шаблонов.

   Технология изготовления дорожного кирпича  из клинкера допускает  отклонения в оттенках и геометрии изделий. Игра оттенков придаёт кирпичу естественный природный цвет, а отклонения в геометрии компенсируются швом шириной 2-5 мм.
 Технические характеристики дорожного кирпича
Долговечность керамических дорожных покрытий во многом определяются качеством кирпича. Технологический процесс производства клинкера обеспечивает получение дорожного кирпича с весьма плотной структурой и высокими эксплуатационными показателями: малым водопоглощением, морозостойкостью, устойчивостью к истиранию, противоскользящими свойствами и высокой механической прочностью.
 В странах Европейского союза технические требования на дорожный кирпич определяются стандартом DIN EN 1344. Этот стандарт действует не только в странах Европы, но и в ряде неевропейских государств.
Дорожный кирпич компании «ABC-Klinkergruppe» по техническим характеристикам превосходит DIN EN 1344 и соответствует более требовательной Европейской норме «Оригинальная клинкерная брусчатка – проверенное качество».

 

 

Параметры
 

DIN EN 1344
 

ABC-Klinkergruppe
Водопоглощение
до 6 %
2%
Морозостойкость
FP0 – неморозостойкая
FP100 – морозостойкая
FP100
Поперечная разрушающая нагрузка
Т1, Т2 - не менее 50 Н/мм,
Т3, Т4 - не менее 80 Н/мм
Т4 - не менее 80 Н/мм
(для грузовых автомобилей)
Сопротивление истиранию
А1 -  2100 - незначительное
А2 - 1100 - нормальное
А3 -   450 - высокое
А3 -  450 - высокое
Сопротивление скольжению
U0 - незначительное
U1 - нормальное
U2 - повышенное
U3 - высокое
U3 - высокое
(для пешеходов)
 
 
 
Отклонения в размерах (среднее допустимое)
Длина, ширина, L, мм
± 0.6√L
± 2 мм
Толщина, D, мм
± 0.4√D















Рекомендации по укладке дорожного кирпича

1. Швы.
 Дорожный кирпич из клинкера обязательно укладывается со швом. Швы предохраняют кирпич от сколов и повреждений при горизонтальных нагрузках и колебаниях температуры, компенсируют допуски на его геометрические размеры и являются декоративным элементом мощения. 
   В зависимости от толщины кирпича и схемы перевязки кладки ширина шва может изменяться от 3 до 5 мм. Поэтому на стадии подготовительных работ целесообразно на ровной площадке выложить небольшой участок мощения и определить  ширину швов.

 

  2. Основание.

   Перед началом работы следует определить границы основания под мощение. При этом необходимо учитывать форму и размеры кирпича, схему укладки, ширину швов, расположение бордюров, водостоков, уступов, ступеней и т.д. Желательно, чтобы число подрезок кирпича было минимальным.

   При определении глубины основания следует  учитывать состояние почвы (плотная или рыхлая) и её структуру (песчаная или глинистая), тип нагрузки (пешеходная зона или легковые автомобили) и толщину кирпича. Обычно основание под пешеходные зоны и  легковые автомобили  включает 3 слоя (снизу вверх): подстилающий, несущий (около 2/3 общей высоты) и нивелирующий (подложка). 
  Материал Пешеходная Легк.  авто
Кирпич Клинкер 40-45 мм 52-62 мм
Нивелирующий  Отсев  2-3 см 3-5 см 
Несущий  Щебень  10-20 см  20-40 см
Подстилающий  Песок  3-4 см  4-6 см
 
Необходимо предусмотреть уклоны и направления для отвода воды и ширину фундаментов  для бордюров. 
 

 3. Начало работы.

   С помощью столбиков либо кольев фиксируются границы основания. Для определения глубины основания по уровню натягивается шнур. В дальнейшем этот шнур может быть использован при укладке слоёв основания.

   Дёрн и растительный почвеннПесокый слой с площади мощения удаляют на глубину основания. Грунт на дне основания следует выровнять и, при необходимости, уплотнить.

   После выравнивания и уплотнения грунта можно приступать к укладке слоёв основания.

 

 4. Укладка подстилающего слоя.

 Подстилающий слой обеспечивает равномерное распределение нагрузки на грунт и дренирование атмосферных осадков.

 В качестве наполнителя подстилающего слоя используется песок средней зернистости. Наполнитель подсыпается в несколько этапов с обязательным промежуточным уплотнением поверхностным вибратором. Поэтапное уплотнение позволяет уменьшить последующую усадку материала. Желательно, чтобы толщина поэтапных подсыпок была одинаковой.
  Внимание. Не следует выполнять работы по мощению во время дождя и при низких температурах.    
 Укладка подстилающего слоя завершается выравниванием и окончательным равномерным уплотнением.
 Далее приступаем к укладке бордюров.

 

 5. Бордюры.

  Бордюры являются одним из важнейших элементов мощения. Качество материалов и работ по укладке бордюров во многом определяют долговечность мощения.

 Бордюры выполняются из стандартных форматов клинкерного дорожного кирпича, специальных фигурных элементов из клинкера либо гранита, гранитной брусчатки и др. Не рекомендуется использовать для бордюров облицовочный фасадный кирпич, тем более пустотелый.

  Бордюры следует устанавливать не только на границах мощения, но и при выполнении уступов, ступеней и т.д.

  При определении высоты бордюров следует предусмотреть уклоны 1.0-1.5% для отвода воды. Уклоны должны быть направлены от строений и других мест примыкания. Для беспрепятственного отвода воды с поверхности кирпича целесообразно создать «уступность», т.е. установить  бордюры на несколько сантиметров ниже поверхности мощения.
  Положение бордюров определяется с учётом номинального размера кирпича и шва. Шнур для определения границы бордюров натягивается по их наружной кромке.
 Бордюры устанавливаются на бетонные опорно-упорные фундаменты. Поскольку качество фундаментов существенно влияет на долговечность мощения, прочность бетона должна быть не ниже М150.   Без фундаментов могут быть уложены бордюры только нешироких садовых дорожек.
  Элементы бордюров необходимо укладывать со швом шириной 8-10 мм. Швы заполняются специальными затирочными материалами на основе цемента либо реактивных смол. К затирке швов целесообразно приступать только после высыхания фундамента бордюра, что связано с необходимостью исключить возможность поступления влаги (и соли) из бетона фундамента в швы.
  Раствор для расшивки швов должен быть полусухим, т.е. иметь консистенцию «влажной земли». С помощью специальной расшивочной кельмы соответствующей ширины раствор вдавливают между элементами бордюра таким образом, чтобы шов на всю глубину был заполнен затиркой.
  Наружные боковые кромки бордюров следует обязательно окантовать упорной полосой из бетона. Такой упор предохраняет бордюр от разрушения и сдвига при значительных  горизонтальных нагрузках.
   После установки бордюров можно приступать к укладке несущего слоя.

 

 6. Укладка несущего слоя.

 При определении высоты несущего слоя необходимо учитывать суммарную толщину нивелирующего слоя и клинкерного кирпича. 

 Для заполнения несущего слоя обычно используется щебень фракций 5-20 мм (для пешеходных зон)  фракций 20-40 мм (под легковые автомобили) с содержанием отмучиваемых компонентов не более 5%.

Качество выполнения несущего слоя (высота, равномерность уплотнения, отсутствие неровностей) весьма существенно для долговечности мощения.

 Несущий слой укладывается поэтапно с обязательным промежуточным уплотнением поверхностным вибратором. Поэтапное уплотнение позволяет уменьшить  неизбежную  последующую усадку наполнителя и обеспечивает надёжность основания. Движение вибратора следует начинать от бордюров. 

 После окончательного выравнивания и уплотнения несущего слоя приступаем к укладке нивелирующего слоя.

 

 7. Укладка нивелирующего слоя.

 В качестве наполнителя нивелирующего слоя желательно использовать отсев фракции 0-5 мм. При заполнении нивелирующего слоя песком на лицевой поверхности кирпича могут образоваться белые пятна, т.н. «высолы».

 
 Внимание. Категорически запрещается добавлять цемент в материал нивелирующего слоя. Имеющиеся в цементе соли обязательно приведут к образованию «высолов».
   При укладке нивелирующего слоя используются уровни, маяки из труб, строительные линейки и разравнивающие рейки (правила).
  Шнуры и маяки из труб следует устанавливать с учётом уклонов для отвода воды.
 Тщательное уплотнение нивелирующего слоя обеспечивает надёжность мощения. Движение вибратора следует начинать от бордюров. Завершается укладка нивелирующего слоя окончательной подсыпкой, выравниванием и уплотнением.
 При незначительной ширине мощения (например, садовые дорожки) бордюры можно использовать в качестве маяков. В этом случае разравнивающие рейки выполняются на толщину кирпича за вычетом 15-20 % фактической толщины нивелирующего  слоя, необходимой для уплотнения.
 Следует отметить, что соблюдение технологии устройства основания существенно сократит время на укладку клинкерного кирпича и обеспечит длительную безремонтную эксплуатацию мощения.
  Далее приступаем к укладке клинкерного кирпича.

 

 8. Укладка кирпича.

  Укладка дорожного клинкерного кирпича всегда производится вперед от уже уложенной поверхности, т.е. «от себя». Поэтому особое внимание уделяется подготовке  поверхности нивелирующего слоя.

  Укладка кирпича и перевязка кладки выполняются по шнурам, что обеспечивает соосность швов. Кроме того, соосность продольных и поперечных швов контролируется с помощью строительных линеек.

  В некоторых схемах перевязки кладки используются половинки кирпича. Эти половинки целесообразно подготовить заранее.
  Технология изготовления клинкера допускает отклонения в геометрии и  оттенках дорожного кирпича. Игра оттенков придаёт мощению естественный природный вид, а отклонения в геометрии компенсируются швами.

 Для обеспечения визуальной однородности мощения при укладке рекомендуется использовать кирпич одновременно из нескольких поддонов.

 

 9. Подрезка кирпича и выравнивание поверхности.

 Для подрезки клинкерного кирпича используются обычное камнерезное оборудование. Предпочтительно применение алмазной пилы либо «мокрого» камнерезного станка.

 Нестандартные элементы кирпича в местах примыкания мощения к строениям и другим ограждающим конструкциям устанавливаются на завершающем этапе укладки. Каждый элемент примыкания рекомендуется выполнять индивидуально «по месту», поскольку даже при постоянной геометрии мощения отдельные элементы примыкания могут отличаться по размерам. После завершения укладки клинкерного кирпича  целесообразно провести проверку соосности швов и выравнивание мощения вибратором. 

  Для защиты лицевой поверхности дорожного кирпича от повреждений на вибраторе монтируется резиновая либо неопреновая пластина, а дебаланс устанавливается на среднюю частоту. Движение вибратора следует начинать от бордюров.

   К заполнению швов между кирпичами следует приступать после завершения укладки кирпича. 
  При значительной площади мощения заполнение швов можно выполнять по мере завершения укладки кирпича на отдельных участках. 

 

 10. Заполнение швов.

 Материал для заполнения швов должен соответствовать наполнителю нивелирующего слоя. Если для нивелирующего слоя используется отсев фракции 0-5 мм, то для швов - отсев фракции 0-2 мм.
   Материал для заполнения швов с добавлением небольшого количества воды «заметается» в пространство между кирпичами. Необходимо следить за тем, чтобы швы были заполнены на всю высоту, а избыток воды не размягчил нивелирующий слой. Только полностью заполненные швы передают горизонтальные нагрузки без повреждения клинкерного кирпича, т.е. обеспечивают долговечность мощения. После заполнения швов излишки материала для заполнения швов следует удалить.

 

 11. Завершающие работы.

  Окончательное уплотнение мощения выполняется поверхностным вибратором через 4-7 дней после заполнения швов. За это время происходит дополнительная естественная усадка основания.
  До начала эксплуатации мощения целесообразно ещё 2-3 раза с интервалом 5-7 дней заполнять швы между кирпичами. Как и ранее, наполнитель насыпается на поверхность мощения и «заметается» в швы с добавлением небольшого количества воды.

 

 12. Газонный кирпич.

   Для обустройства парковок, въездов в гаражи, террас, участков вокруг деревьев, примыканий к насаждениям и т.д. используется газонный кирпич, сочетающий прочность клинкерного мощения с чистотой травяного газона. Для прорастания травы  в материал для заполнения швов и пустот добавляют 12-15 % торфа. 

 

 13. Укладка кирпича на бетонное основание.

 В отдельных случаях клинкерный кирпич можно укладывать на бетонное основание. При этом следует предотвратить намокание бетона, т.е. осуществить отвод атмосферных осадков.

  На небольших площадках и дорожках шириной до 2,0 – 2,5 метров отвод осадков обеспечивается за счёт уклонов. При мощении на бетон предварительно укладываются дренажная плёнка и нивелирующий слой отсева толщиной 3-5 см. Далее  работы выполняются по п.п. 7-11.
  При больших площадях и широких дорожках уклоны не обеспечивают отвод осадков. В этом случае на бетон последовательно укладываются дренажная плёнка, вяжущий раствор на основе цемента либо полимерных материалов и дорожный кирпич. Кирпичи устанавливают таким образом, чтобы швы на 1/3 были заполнены раствором. После высыхания раствора швы заполняются отсевом по п.п.10-11.

 



Кирпич для мощения     

 

 

Фасонные элементы мощения

 

Варианты укладки